Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Чертова Кира Николаевна
Луганский национальный педагогический
университет имени Тараса Шевченко

А.С. МАКАРЕНКО О ВОСПИТАНИИ КАК ОБЩЕСТВЕННОМ ЯВЛЕНИИ
Становление и развитие социальной педагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки в нашей стране требует осмысления теоретических достижений выдающихся отечественных педагогов. Особое значение для разработки общих основ современной социально-педагогической теории и практики имеет внимательное, вдумчивое и непредвзятое изучение наследия одного из наиболее ярких педагогов 20-30-х годов ХХ столетия А.С. Макаренко. Его активная теоретическая и практическая деятельность проходила в период, когда в Украине существовала особая государственная система социального воспитания, основы которой были заложены в «Декларации о социальном воспитании детей», принятой в 1920 г. В это же время активно разрабатывались теоретические аспекты социального воспитания. Взгляды А.С. Макаренко на сущность воспитания, его социальную природу, с нашей точки зрения, не потеряли своего значения и в настоящее время.
Анализ теоретических работ А.С. Макаренко позволяет утверждать, что он обосновал целый ряд своеобразных показателей социальности воспитания.
Во-первых, выдающийся педагог предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание как явление, существующее в пространстве отношений воспитателя и воспитуемого. Он говорит о широкой стихии воспитания, «которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью – каждым из вас над каждым из вас» [1, 28.]. Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают один другого. Этим он аргументирует свою мысль о том, что воспитание – чрезвычайно широкое явление. Его трудно понимать как явление только детское, в особенности в Советском Союзе, где оно сделалось одним из широчайших общественных дел.
Во-вторых, критикуя педологов, А.С. Макаренко резко возражал против превращения воспитания подрастающих поколений в игрушку возрастных биологических, психологических и других симпатий. С другой стороны, он не принимал и пустой коммунистической фразеологии на этот счет, сводившейся к призывам следовать «коммунистической направленности воспитания», разговорам о «политической бдительности» и т.п. Макаренко, следуя логике политического дискурса того времени, полагал, что цели воспитания должны быть социально обусловленными, а, стало быть, коммунистическими. Однако, развертывая эту общую цель, Макаренко говорит о необходимости создания такого метода, который, будучи общим и единым, «в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность» [2, 46-47].
Мнение Макаренко относительно цели воспитания интерпретируется, чаще всего, как игнорирование интересов и потребностей ребенка. С нашей точки зрения, известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания как позицию человека, так и позицию общества, отдавая предпочтение последнему.
В-третьих, общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал: «Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей» [Там же, с. 48]. В этом, по нынешним меркам, «старомодном» высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу. Вместе с тем сомнительны утверждения Макаренко, о безусловном подчинении личности коллективу.
В-четвертых, заслуживает также внимания замечание Макаренко о контроле общественного мнения над воспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенке рождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям. [3, 205].
В-пятых, показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении – школе, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. Семейное воспитание должно найти меру «между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества» [4, 214].
Итак, теоретические положения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, его общественного характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях. Они позволяют уточнить категориальный аппарат современной социальной педагогики и, на наш взгляд, смогут благотворно повлиять на процесс накопления достоверного знания в этой относительно новой научной дисциплине.
Литература:
1. Макаренко А.С. Выступление на заводе «Шарикоподшипник» 24 октября 1936 г. // Пед. сочинения: в 8-ми т. т.4. – М.: Педагогика, 1984.
2. Макаренко А.С. Цель воспитания // Пед. сочинения: в 8-ми т. т.4. – М.: Педагогика, 1984.
3. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе // Пед. сочинения: в 8-ми т. т.4. – М.: Педагогика, 1984.
4. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей // Пед. сочинения: в 8-ми т. т.4. – М.: Педагогика, 1984.
 
Наукові конференції Наукові конференції
 


У нас можно приобрести парковочный радар | газонокосилки для стрижки газонов | Лечение эндоцервицита матки